Имя «фараон» стало определением носителя верховной государственной власти только в эпоху Нового царства. До этой эпохи древнеегипетская транскрипция «per-oa» (искаженная древнегреческая («φαραώ») дословно означала «Великий дом». Однако еще задолго до наступления новых времен Яхмеса I, Тутмоса и Аменхотепа III египетские правители имели всеобъемлющую власть, которая позволяла вести захватнические войны, содержать в повиновении армии рабов, сооружать циклопические монументы и грандиозные усыпальницы. Это производило достаточно сильное впечатление на окружающих. Многие жители дельты Нила и послы других государств считали, что фараон в Древнем Египте – это материализовавшаяся в плоть одна из ипостасей древнеегипетских богов.
Значение фараона в Древнем Египте
Древнеегипетские фараоны если и не считались земным воплощением бога, то рассматривались как посредники между божественным духом и земной материей. В непогрешимости фараона нельзя было сомневаться, за любое осуждение воли египетских властителей ослушника ждали два наказания – рабство или смерть. При этом атрибутике достоинств фараона была весьма разнообразна и обширна. Любой атрибут одежды египетского царя помимо чисто унитарной функции носил и смысловую.
Роль фараона в Древнем Египте не чисто управленческая или военная, но и определённой мере сакральная. Именно благодаря его близости к религиозным культам обеспечивался разлив Нила – гарант плодородия почвы у высоких урожаев. Жрецы, доводили до масс простонародья волю египетского правителя, с использованием магических обрядов. Причем значение фараона в Древнем Египте подчеркивалось каждой мелочью, любым бытовым действием. Ни простолюдин, ни верховный сановник не могли сесть за стол без упоминания имени фараона, которых у него было несколько. При этом, произносить истинное имя властелина (Рамсес, Эхнатон, Джосер) запрещалась. Наиболее употребительным, расхожим было определение — «жизнь-здоровье – сила».
Лишь немногим египтянам удавалось увидеть земное воплощение всевышнего воочию. Даже приближенные вельможи подбирались к фараону, ползя на коленях и преклонив голову. Умерший фараон должен был воссоединиться со своим божественном сообществом и его небесная жизнь, как и земная должна проходить в роскоши. Фараон в загробном мире должен иметь все необходимое что его окружало в земной юдоли. Именно этим объясняется богатство и разнообразие погребальной утвари.
Первые фараоны Древнего Египта
Несмотря на то что первым правителем Древнего Египта официально признан Ни-Нейт, (Хор-ни-Нейт), годы правления которого до настоящего времени не определены, в действительности это первый правитель Египта династического периода. История египетского государства гораздо древнее и до Ни-Нейта правили мифические владыки (Птах, Ра, Осирис) и фараоны додинастического периода («Слон», Пен-абу («Бык» ) и «Скорпион» I). Кто они такие и являются ли реальными личностями современная египтология не может дать ответа. Действительные первые фараоны Древнего Египта – фараоны нулевой династии (Хат-Хор (Хор-хат), Ка, (Хор-ка, Хор-сехен), Нармер (Нар)) малоизветны и о них не осталось практически никаких материальных свидетельств.
Говорить о величии фараонов можно начиная с эпохи правления Джосера — первого фараона III династии Древнего царства и строителе первой, ступенчатой пирамиды.
Имена фараонов Древнего Египта
Как и все обряды Древнего Египта, одежда верховных правителей и имена египетских фараонов носили налет сакральности. Используемые в современной литературе имена скорее прозвища (если не сказать «клички») фараонов Древнего Египта. Личное имя, пишущееся одним иероглифом будущий правитель получал при рождении. При назначении его наследником престола Верхнего и Нижнего Царства, впереди личного имени обязательно делалось уточнение – «сын Ра». Если на престол вступала женщина, то приставкой служило определение «дочь Ра». Первой «фараоншей» удостоившейся такого титула была царица Раннего Царства Мернейт («Быть любимой»). По дошедшим до нас сведениям она была женой или фараона Джета (Уэнефеса) или Джера (Хор Хвата).
При вступлении фараона на престол ему присваивалось тронное имя. Именно эти имена отображались в картушах, благодаря которым Жан-Франсуа Шампольон сумел расшифровать древнеегипетские иероглифы.
Кроме этих двух имен фараон мог именоваться Золотым именем, именем по Небти и Хоровым имени (именем Хора).
Добавить комментарий