Многие века герб Донского казачьего войска украшает белый олень, пронзенный стрелой. По сей день историки так и не пришли к единому мнению об истоках его происхождения, как и по вопросу о происхождении казаков. Единственное, о чем можно с уверенностью утверждать, что версия русского историка Карамзина Н.М. о том, что казачество образовалось из холопов, бежавших от хозяев, в поисках вольной и разбойничьей жизни, оказалась несостоятельной. Существует множество доказательств, что корни формирования высокоорганизованной, с уникальными и устоявшимися традициями казачьей общины уходят в далекую древность.
Поселение древних греков на берегу Дона
Существует красивая версия о том, что тему оленя, пронзенного стрелой, казакам навеяли мифы Древней Греции, следы наследия которых на Дону имеют под собой историческую основу. Еще в VI – V до н.э. греки облюбовали берег нижнего Дона обустроили в его устье свое поселение. Легендарная река в те времена называлась Танаисом, а греческий город на его берегу известен в истории, как Танаида. Прилегающие к Танаису и Азовскому морю земли в те времена принадлежали сарматам, в ходе совместного существования сарматы обогащались элементами великой древнегреческой культуры, носителями которой являлись жители Танаиды.
Миф о Диане и Актеоне
Миф Древней Греции о богине целомудрия и охоты, повелительнице зверей и лесов и охотнике Актеоне особо почитался в Танаиде. Согласно легенде прекрасная Диана в пору самого раннего утра купалась со своими нимфами в ласковых водах Танаиса. В это время Актион, юноша, одержимый страстью к охоте, в окружении своры натасканных на зверя собак, в поисках дичи случайно стал невольным свидетелем купания Дианы. Смотреть на обнаженную богиню целомудрия простому смертному было нельзя, ибо этот грех олицетворял нарушение земного покоя и целомудрия природы. Актеон знал об этом, но не мог себя заставить отвести глаз от вида прекрасного тела. Притаившись в кустах, он продолжал наслаждаться зрелищем.
Вероломное поведение Актеона вызвало неописуемый гнев богини, и она превратила его в оленя. Как только это произошло, свирепые, хорошо обученные к охоте собаки, набросились на юношу, превращенного в оленя, и принялись рвать его тело. Актеон отчаянно пытался кричать, но вместо человеческих слов собаки слышали отчаянный предсмертный рев животного. Диане стало жалко умирающего в муках юношу и для того, чтобы прервать его смертельные муки, она выпустила из своего лука стрелу в сердце Актеона. Сакральный смысл этого мифа заключался в том, что стрела Дианы, поразившая Актеона, превращенного оленя, является олицетворением божественной кары тем, кто вздумает покуситься на свободу и целомудрие великого Танаиса.
Мифы Древней Греции оказали существенное влияние на сознание сарматов, а легенда о Диане и Актеоне и сформировала у них нерушимую веру с особую стать и святость их земли. В течение многих веков, на землях сарматов не один раз происходила смена населявших народов. Греческое название Танаис утратило свое значение, река получила новое имя, Дон, земли в его окрестностях стали называться Диким полем. Сакральная идея особого статуса Дона смогла сохраниться спустя тысячелетия, и была присуща всем воинственным и вольнолюбивым народам, населявшим его берега. Олень, пронзенный стрелой, в самые ранние времена формирования Донского казачества вполне мог быть принят в качестве его герба, как олицетворение этой идеи.
Добавить комментарий