Пирамиды Древнего Египта Фараоны древнего Египта

Открытие гробницы фараона Сети I

Гробница фараона Сети I, Долина Царей
Гробница фараона Сети I, Долина Царей
Гробница фараона Сети I, Долина Царей
Гробница фараона Сети I, Долина Царей

Рельеф в гробнице Сети I наряду с храмом, который фараон Древнего Египта построил в Абидосе, являются лучшими архитектурными строениями за все время существования египетской истории и величайшим произведением искусства в мире. Любопытно, что культура древней цивилизации пережила подъем при правлении отличающегося своими военными достижениями царя, и имела тенденцию к снижению с приходом к власти сына Рамзеса II.

Наукой установлено, что фрески по периметру гробницы были выполнены художниками, работающими в группах. Их имена остались неизвестны. Возможно, украшение места захоронения производилось по проекту одного мастера с высокой квалификацией, а другие лишь занимались выполнением поручений. Или предположительно, в его роли выступал сам фараон древнего Египта Сети, который поощрял к труду и вдохновлял своими идеями подчиненных. Все они ожидали,что их искусство останется незыблемым на стенах гробницы в течение веков, и им это в некоторой степени удалось. Сегодня, спустя более чем 3000 лет спустя нам доступны картины, изображающие царя Сети I и его окружение, хоть и в отреставрированном виде.

Находка гробницы Сети I

Гробница фараона Сети I, Долина Царей
Гробница фараона Сети I, Долина Царей

Джованни Баттиста Бенцони опубликовал свои впечатления от проведении раскопок в Долине Мертвых в 1820 году:

«16 октября 1817 года я возобновил свои раскопки в долине Бебан эль Малюк («Долина Царей») и указазал удачное место для археологических изысканий. Я могу назвать этот день, возможно, лучшим в моей жизни. Фортуна благоприятствовала мне и сделала меня богатым. Но это исследование дало мне больше, чем денежное благополучие. Я получил неповторимое удовольствие от этого открытия. Этот памятник архитектуры Древнего Египта поменял мои представления о мире, позволил взглянуть на многие вещи с другой стороны. Он являлся эталоном величия, мощи и незыблемости, и сохранился, кажется, в том виде, когда закончилась поминальная процесса похорон фараона и вход в гробницу был запечатан. То, что я нашел в ней превзошло все мои ожидания и было намного прекраснее, чем любые другие находки, которые были найдены ранее.

Я решил исследовать небольшой участок земли у подножия крутого холма. На то самое место во время дождя стекало большое количество воды и мы принялись копать.

 

Раскопки в гробнице Сети I, день первый

Никто не мог себе представить, что древние египтяне могли сделать вход там, куда просто стекала вода, но у меня были основания полагать, что могила фараона Египта существует именно в этом месте, и я не ошибся в своих стремлениях. Наемные феллахи, которые привыкли исполнять подобного рода поручения, были уверены, что в этом месте ничего не будет обнаружено. Но ситуация с этой гробницей отличалась от любой другой. Я продолжил работы и на следующий день 17 числа вечером мы расчистили часть скалы и нашли вход.

 

Раскопки в гробнице Сети I, день второй

Гробница фараона Сети I, Долина Царей
Гробница фараона Сети I, Долина Царей

18–го утром рабта была возобновлена, и нам удалось достичь туннеля, ведущего к гробнице, который составлял около 20 футов под уровнем земли. Исследования показали, что мы были первыми гостями со времени захоронения. Феллахи расширили проход и стали уговаривать меня остановить раскопки, поскольку на дне ничего не видно. Однако я обнаружил проем, который был сильно забит большими камнями. Спустился, осмотрел местность и указал им, где они должны копать. Примерно через час был выбит проход и стал виден первый коридор. Взглянув в камеру, я сразу понял по живописи на потолке и египетским иероглифам, что мы обнаружили вход в большую и великолепную могилу. 

В конце коридора я увидел лестницу длиной около 30 футов, ведущую вниз. Спускаясь по ней я пришел к другому коридору, вход в который был украшен изображениями египетских иероглифов и скульптур.

Чем больше я находил в подземных ходах, тем больше стремился увидеть,такова природа человека. В конце концов я дошел до большого углубления, которое составило ключевой момент при открытии гробницы фараона древней цивилизации Сети I. Оно представляло собой яму около 40 футов глубиной и примерно 14 на 16 футов в ширину. Верхняя ее часть была украшена фигурами. Проходы от входа уходили под наклоном примерно в 18 градусов вниз.

На противоположной стороне ямы перед входом я увидел небольшое отверстие шириной с пять на десять сантиметров, а в нижней части стены кучу мусора и кусок дерева, который был прикреплен к веревке. Это приспособление, по-видимому, служило своего рода дверью и было использовано при спуске древних египтян в яму. Тут мы начали ясно понимать, что вода бежала потоками в это углубление и поэтому при прикосновении к веревке она рассыпалась в пыль. На дне было найдено несколько кусков дерева, которые применялись, по-видимому, в качестве подъемника для людей.

 

Раскопки в гробнице Сети I, день третий

Гробница фараона Сети I, Долина Царей
Гробница фараона Сети I, Долина Царей

На следующий день 19 числа нам удалось отправить на глубину человека и перекинули мост. Следующим нашим препятствием была мощная, заштукатуренная стена и можно было бы предположить, что это на этом месте гробница фараона древнего Египта заканчивается.

Вторая веревка, которая была прикреплена к внутренней стене полностью сохранила свой вид, видимо, вода не касалась ее. Я заметил некоторые полости в нижней части скважины, на основании чего экспедицией был сделан вывод, что это углубление в горе использовалось для получения воды после дождя.

После того как мы размуровали эту стену, мы оказались в красивом зале площадью 27 на 25 футов, крыша которого держалась на трех-метровых квадратных столпах. В фронтовой части первой камеры находилась одна из лучших экспозиций искусства древнего Египта за всю историю существования цивилизации. Посредине зала находились четыре прекрасные статуи: Осирис, сидящий на престоле, на голове которого парил ястреб. За его троном находилась женская фигура. Все статуи были заключены в надписи на египетских иероглифах и богато украшены символическими фигурами. Крылатый ястреб с распростертыми крыльями на потолке завершал эту восхитительную картину. Изображения и надписи находились в отличном состоянии и давали яркое представление о времени, когда был упокоен царь древней цивилизации. В конце этой комнаты, которую я назвал прихожей, находилась большая дверь, через которую открывался вход в камеру с двумя колоннами. Ее площадь составляла 28 на 25 футов. Я дал ей имя гостиной, поскольку она была разрисована красивейшими цветными фигурами, которые, казалось, были нанесены еще вчера.

Возвращаясь в прихожую, мы увидели слева от отверстия большую лестницу, которая спустилась вниз в красивый коридор. По мере нашего продвижения дальше в глубь, картины становились все более совершенными. Они сохранили свой блеск, лак, нанесенный в форме цветов, почти не утратил насыщенности красок. Цифры с какими-то обозначениями были нанесены на белом фоне.

В конце этого коридора мы спустились вниз на десять шагов по большой лестнице в другой туннель. Из него мы вышли в камеру размером 30 на 30 футов, которую я назвал «Залом красавиц», поскольку она была украшена красивейшими в гробнице фараона Сети I фигурами. Если встать в центре этой камеры, то можно обнаружить себя в окружении египетских культовых идолов.

 

Камера священной Исиды

Гробница фараона Сети I, Долина Царей
Гробница фараона Сети I, Долина Царей

Вход в камеру украшен двумя фигурами: с одной стороны располагается статуя мужчины, слева – женщины, которая представляет, по-видимому, Исиду с присущими ей рогамии земным шаром на голове. Одежды на этих фигурах так хорого сохранились, что по ним можно составить правильное представление об обычаях древнего Египта того времени. Они покрыты вуалью или прозрачным бельем, сложенным через плечо и покрывающих тело, что придает Исиде изящный внешний вид. Покрывает ее несколько слоев сетки, каждая из которых содержит иероглифические надписи. Колье, браслеты, пояса и другие украшения подобраны очень гармонично и производят приятный эффект, в частности при условиях искусственного освещения. Все эти залы ведут к одной и той же камере, который был целью строительства этого памятника архитектуры древнего Египта.

Из этой камеры мы попадаем в большой зал шириной 27 на 26 футов. В нем находятся два ряда квадратных колонн, по три с каждой стороны от входа, образуя одну линию с коридором. На каждой стороне этого зала пристроены небольшие камеры. Я назвал это помещение «Залом столбов». С правой стороны находится комната Исиды, на стенах которой содержится изображение большой цветной коровы, исходя из смысла которого я заключил, что слева от нее должна находится комната тайн с сокровищами фараона.

В конце этого зала мы нашли большую пристройку с арочной крышей и потолком, который находился от Зала столбов в одном шаре, поэтому рассматривались как единая комната. Ее размер составил 31 на 27 футов. 

Справа от него находилась небольшая и грубо вырезанная в камне камера, строительство которой, видимо, было незавершено. Стены ее были пустыными, без рисунков и украшений. Слева от нее мы вошли в камеру с двумя квадратными колоннами шириной 25 на 20 футов. Он назвал это место буфет, поскольку этот зал имел круглую форму, в которую, возможно, помещались предметы, необходимые для траурной церемонии по древним обычаям Египта.

Мы вошли в большую дверь и увидели другую камеру с четырьмя колоннами, одна из которых была наклонена. Она составляла 43 фута в длину и 17 в ширину. Была покрыта белой штукаркой, стены были выравнены, но на них не было ни одной картины. Я дал ей имя «Бык» или «Апис», поскольку мы нашли в ней забальзамированную тушу быка, а также несколько разбросанных по углам комнаты деревянный фигур, изображающих мумии, 6 и 8 дюймов длиной и покрытых известкой для лучшего хранения. Некоторые из них были выполнены из жженной глины, покрыты синей краской и лаком. По обе стороны комнат находились деревянные статуи примерно в 4 фута высотой, полые внутри. У меня было предположение, что в каждой из них спрятан папирус. Мы нашли также фрагменты других статуй из дерева и художественные композиции.

Саркофаг фараона Сети I

Саркофаг Сети I, Долина Царей
Саркофаг Сети I, Долина Царей

Описание того, что мы нашли в центре камеры, заслуживает особого внимание. По красоте искусство древнего Египта в этом зале в Долине Мертвых превосходит все увиденные мной шедевры. Саркофаг, выполненный из лучшего восточного алебастра, 9 футов 5 дюймов в длину и три фута в ширину. Его высота составляла всего 2 фута и он был прозрачен, словно свет был помещен внутри его. Вокруг него были помещены сотни фигур, которые не превосходили по размеру 2 дюймов. Предположительно, их назначение было связано с обычаем проведения похоронной процессии и церемоний древнего Египта, связанных с упокоением. Рассказать об этом великолепном артефакте и бесценном фрагменте искусства цивилизации, обнаруженном в гробнице Сети I, невозможно. Я побывал во многих музеях Европы, но могу точно сказать, что ни один экспонат ни идет в сравнением с этим наследием древности.

Крышки на саркофаге не было, видимо, она была разбита на несколько частей, которые мы нашли в яме возле первого входа.

Я измерил расстояние от начала туннелей и оказалось, что проход находится примерно на середине горы в верхней части Долины Царей.

При содействии господина Ричии, я сделал зарисовки всех цифр, иероглифов, эмблем и орнаментов, которые были изображены в гробнице царя Сети I. Я решил запечатлеть изображения найденных фигур в воске. На это у меня ушло около года. На сделанных мной чертежах указаны все основные туннели и камеры. По своему проекту она напоминала большинство богатых усыпальниц, построенных в древних Фивах Египта.

Я думаю, что углубляться дальше в описание этого необычного места нет смысла, поскольку мое перо может лишь преподнести слабое представление об этом памятники архитектуры древней цивилизации. Думаю возможным произвести точную модели гробницы Сети I в Европе, после чего ее красота и величие станут доступны зрителям».

Из книги «Фантастика и недавние открытия пирамид, храмов, гробниц и проведения раскопок в древнем Египте и Нубии», Джованни Баттиста Бенцони, 1820 год.

Бенцони создал в Лондоне макет двух комнат гробницы Сети I. Алебастровый саркофаг фараона Древнего Египта был изъят из коллекции музея Англии и продан коллекционеру. В настоящее время он выставлен для обозрения в частном музее.

 

Вера Влади

Вера Влади

Специалист по Египту

Языки: английский, арабский.

Живет в Египте более 7 лет. Профессионально занимается изучением истории Древнего Египта. По всем вопросам вы можете обращаться на email: info@drevniy-egipet.ru

Translate »